взгляд
психологов на проблему
детей-свидетелей
Анастасия Бабичева, руководительница проекта и помогающая специалистка с 15-летним стажем
текст:
насилия в семье
Насилие — это неравноправие
Насилие — это выбор и намеренное действие
Насилие — это вред и ущерб
Насилие — это власть и контроль
плохо, если ребенок видит в семье...
что именно?
а если толкнул или обозвал?
крики считаются?
а подзатыльник или шлепок?
побои, кровь, раны — это, конечно, ужасно
я не хотел/а, оно само так вышло
это была просто шутка
меня спровоцировали
Насилие — это любое неравноправное намеренное действие, причиняющее ущерб и базирующееся на властной амбиции.
физическое
  • мелкие формы физического насилия — хватания, удержание, заламывание рук, толчки, пинки, бросания;
  • удушение;
  • причинение ожогов;
  • нанесение ударов ладонью/кулаком/посторонними предметами;
  • избиение;
  • использование оружия;
  • контроль над доступом пострадавшей стороны к социальной или медицинской помощи;
и многое другое
психологическое
  • оскорбления;
  • обесценивание;
  • преследование;
  • контроль;
  • шантаж;
  • угрозы насилия по отношению к себе/пострадавшей стороне/ другим людям;
  • запугивание через причинение насилия животным или разрушение предметов собственности;
  • принуждение пострадавшей стороны к исполнению унижающих действий;
и многое другое
экономическое
  • строгий контроль расходов;
  • единоличное распоряжение общим бюджетом;
  • ограничение в материальных ресурсах или возможности самостоятельно зарабатывать;
  • прямое изъятие денег;
  • утаивание доходов и имущества;
  • несправедливый раздел имущества;
  • принуждение к участию в незаконных сделках;
и многое другое
сексуализированное
  • любое принуждение в сексуальной сфере (к видам секса, сексуальным практикам, просмотру порнографии, сексу при посторонних);
  • принуждение к сексу посредством силы, угроз, шантажа;
  • изнасилование;
  • причинение вреда здоровью действиями сексуального характера;
и многое другое
Начнём с начала: что такое насилие
Слово «насилие» может быть неприятным и даже пугающим, поэтому его сложно принять. Но ещё сложнее другое: часто бывает непонятно, что, вообще, считать насилием. И если мы говорим о ребёнке, который видит в семье что-то плохое, то что именно?
Явление, которое мы называем насилием, любит тишину: в ней оно процветает. Поэтому решение проблемы мы начинаем с того, что не боимся вслух называть её по имени. А ещё точно знаем, что же такое насилие.
Насилие включает очень много разных смыслов. Наверное, поэтому сложно дать единое исчерпывающее определение. Но я постаралась сделать это и предлагаю вам то определение, которое сама использую в работе.
Оно включает четыре основных смысла.
Очень часто возникают сомнения в том, что происходит — насилие или, например, конфликт. Чем они отличаются?
системность
Конфликт — это локальное событие, которое имеет целью решение конкретной проблемы. Конфликт ещё можно назвать ссорой, о нем можно сказать «поругались» и т. д.
Например, поссорились из-за того, кто убирается в квартире.
Насилие — это всегда система поведения, которая
не затрагивает конкретную проблему. Для насилия каждый раз есть новый повод.
Например, вчера не так оделась, сегодня плохо убралась, завтра неправильно приготовила и т. д.
равноправие участников
В рамках конфликта стороны действуют на равных. Поэтому конфликты — это не плохо, это даже хорошо.
В насилии всегда есть тот, кто угнетает, и тот, кого угнетают — здесь речь не идёт о равноправных отношениях. Насилие никого не делает лучше, сильнее и уж тем более счастливее.
последствия
Конструктивные конфликты учат отстаивать свои границы, слышать другого, преодолевать проблемы, учиться эмпатии и искать альтернативные решения.
Насилие в семье никогда не проходит бесследно — для всех членов семьи. Оно может не оставить синяков и шрамов, но как минимум причинит психологическую травму.
Испытывать эмоции (я злюсь / как бесит / ненавижу) — не делает автором насилия. Даже думать «сейчас бы как вдарил/а», даже иметь намерение — не делает нас автором насилия. Автором насилия делает только одно — совершение насильственных действий.
Совершить насилие — это всегда выбор: «Здесь и сейчас я выбираю применить насилие (по каким-то причинам, для каких-то целей)». Именно в этом смысле это намеренное действие.
В этом случае стоит просто задать встречный вопрос: выходит ли оно само в другой ситуации, когда мы имеем дело с кем-то более сильным, более значимым или более защищённым? Например, провоцирует ли начальник или бизнес-партнёр? Хочется ли шутить над профессиональным спортсменом или полицейским?
Вероятно, нет. Потому что насилие — это всегда выбор здесь и сейчас, и в этом смысле всегда намеренное действие, которое гораздо легче выбрать, если есть уверенность в безнаказанности и несерьёзности последствий.
Важно сразу обозначить, что несчастный случай — это отдельное явление и даже с точки зрения права оценивается отдельно. Однако вы, наверняка, встречались с ситуациями, когда человек говорит что-то вроде:
Отдельно необходимо прокомментировать тот факт, что насилие — это всегда именно действие. Таким действием может быть не только физический удар или принуждение, но также:
  • оскорбление;
  • обесценивание;
  • даже бездействие, то есть выбор не осуществлять действие, например, отказ в обеспечении базовых потребностей.
Категорию действия я ввожу здесь для того, чтобы отличить насилие от эмоций агрессии.
Нужно хорошо понимать, что у нас есть эмоции, а есть поведение. Агрессия, гнев, злость — это эмоциональные реакции, и они нормальны. Эволюция дала нам их, прежде всего, чтобы мы защищали себя и выживали.
Но поведение, базирующееся на этих эмоциях, может быть разным. Например, если человек испытывает агрессию, злится, даже плачет от гнева — это нормально и абсолютно приемлемо. Он может дать выход своим эмоциям ненасильственными способами: колотить боксёрскую грушу или бежать 10 километров. Но если агрессивный человек оскорбляет всех подряд, нападает на людей, пинает животных, портит чужие вещи, то это уже поведение, действия — они насильственны, а потому неприемлемы.
Насилие всегда причиняет вред и наносит ущерб. Отличия только в том, какой именно ущерб причинён — физический, психологический, экономический или сексуальный. Именно по типу ущерба и различаются типы насилия.
Но также важно понимать, что не бывает нетравмирующего насилия, и даже если не причинен физический, экономический или сексуальный ущерб, насилие всегда разрушительно в психологическом плане.
Очень часто спрашивают: зачем человек применяет насилие?
Если не хочет убить, не хочет завладеть имуществом, тогда зачем? Ответ на этот вопрос становится понятным, если мы имеем в виду, что насилие всегда базируется на властной амбиции. Человек совершает насилие, чтобы контролировать, чтобы применять свою власть или свою силу.
Когда ребёнок видит насилие в своей семье, он переживает травматизацию так же интенсивно, как если бы сам подвергся насилию.
Есть мнение, и, увы, весьма популярное, что если ребёнок просто видит насилие в семье, но не подвергается ему лично, то на него это не влияет. При чём здесь ребёнок, его ведь не бьют?
Опыт свидетельства насилия в семье, особенно длительный
или в совокупности с другими неблагоприятными факторами, негативно влияет на всю последующую жизнь ребёнка. Он напрямую определяет не только её качество, но часто даже продолжительность.
Почему свидетельство насилия в семье разрушает
Только вот дело в том, что с насилием ничего не бывает просто. И аргумент «ребёнка это не касается» не выдерживает ни малейшей критики. К сожалению, касается напрямую. Современная социальная наука и помогающая сфера, а также нейробиологические исследования механизмов психотравматизации изучили и доказали: ребёнок-свидетель насилия — не пассивный наблюдатель и даже не носитель вторичной травмы.
Насилие может не оставлять синяков и шрамов, когда не касается ребёнка-свидетеля в прямом, физическом смысле. В любом случае, негативные последствия ожидают каждого члена семьи, причастного к ситуации насилия.
Но есть и хорошие новости: в наших силах разорвать этот порочный круг и значительно снизить риски.
В ходе исследований эксперты, в частности, заметили: дети, особенно малолетние, которые видят насилие дома, реагируют так же, как взрослые люди, которые переживают насилие лично:
Именно реакции детской психики в состоянии стресса часто позволяют распознать невидимое насилие и его разрушительный эффект. Когда вроде бы ничего такого не происходит, но всё время страшно. Уверенность в себе и ощущение защищённости исчезают, а на их место приходят ночные кошмары и приступы тревоги. Этот эмоциональный отклик — самый достоверный.
Как реагируют дети на насилие в семье
  • стараются не привлекать к себе внимания, быть незаметными и тихими;
  • быстро учатся безопасному использованию пространства, например, избегают общих мест в квартире — кухню или  гостиную.
Детская психика, аналогично взрослой, автоматически вырабатывает защитные механизмы и стратегии выживания, чтобы справиться с тем, что ей не под силу принять и осознать.
Кроме того, грань между наблюдением и переходом к активным действиям всегда очень тонка, и ребёнок может перейти её в любой момент, активно включившись в ситуацию прямого насилия одного родителя по отношению к другому. Например, ребёнок может:
  • встать между родителями или пытаться заслонить брата или сестру, чтобы предотвратить удар;
  • постараться переключить внимание агрессора на себя, прямо в разгар насилия вдруг обращаясь с просьбой или как-то иначе обозначая своё присутствие рядом;
  • попытаться звать на помощь или даже вызывать полицию.
Такое поведение создаёт реальную угрозу прямой физической опасности для ребёнка-свидетеля. Увы, очень часто в попытке защитить маму или позвать на помощь дети в прямом смысле принимают удар на себя, таким образом становясь участниками насилия, а не пассивными наблюдателями.
А ещё это заставляет ребёнка принимать на себя и взрослую ответственность за безопасность дома, которая очевидно не по плечу и не по возрасту ребёнка. И негативные последствия такой выученной привычки, например, отвечать за всё на свете или спасать других, наблюдает в своей работе с выросшими детьми-свидетелями насилия, пожалуй, каждый психолог.
Также насилие в семье неизбежно влияет на детей через ухудшение детско-родительских отношений. Когда один родитель систематически является жертвой, а второй агрессором, у обоих остаётся гораздо меньше ресурсов, сил и внимания для собственного ребёнка.
Травма — это нормальный ответ мозга на ненормальные события. С большей вероятностью травма наступает, если:
При этом насилие невозможно спрятать от ребёнка, его нельзя «запрограммировать» на определённое время или обстоятельства. Это всегда система поведения, которая предполагает самые разные действия: от обесценивания, оскорблений и угроз до побоев и других форм физического насилия. Всё многообразие насильственных форм не спрятать от глаз, не закрыть в отдельной комнате, не замести под ковёр.
Как происходит травма ребёнка-свидетеля
  • человек переживает угрозу в отношении себя или близкого;
  • оценивает эту угрозу как реальную;
  • но не может никак на неё повлиять.
Именно в таком опасном и беспомощном состоянии оказывается ребёнок, который наблюдает домашнее насилие: ему по-настоящему страшно, всё происходящее он воспринимает всерьёз, но он абсолютно ничего не может сделать.
Чем чаще повторяется подобная ситуация, тем выше риск развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Всё это особенно актуально для детей малолетнего возраста, когда эмоционально-психологическая связь со значимым взрослым (чаще всего с мамой) особенно сильна.
  • Если у самого близкого человека часто красные глаза и заплаканное лицо;
  • Если кто-то рядом каждый раз вздрагивает в ответ на резкий звук или сжимается в ответ на повышенный голос;
  • Если один член семьи не может поднять взгляд, когда с ним говорит другой;
  • Если ночью за стенкой слышен приглушённый плач;
Во всех этих случаях не нужно видеть синяки и раны, чтобы знать — дома опасно, и всё время чувствовать страх без возможности что-либо изменить.
В этом смысле можно сравнить свидетельство насилия с ядовитым газом: даже если его не видно, оно всегда чувствуется, потому что оно всегда отравляет.
Увы, мы не ошиблись в нулях. Даже если грубо разделить эти показатели на количество совокупных факторов неблагоприятного опыта и сделать любые другие оговорки, цифры всё равно остаются более чем наглядными.
К сожалению, сложность ещё и в том, что психологическая травма и её последствия не заканчиваются вместе с детством. В ходе исследования ACE Study* было установлено, что неблагоприятный опыт детства в буквальном смысле меняет работу мозга, центральной нервной и иммунной систем. И виной тому хронический, тяжёлый, неослабевающий стресс, который развивается на фоне пережитого и сопровождает человека всю жизнь.
Как проявляется неблагоприятный опыт детства
Насилие ранит всех, кого касается, и детей-свидетелей оно касается напрямую.
Среди факторов, создающих неблагоприятный опыт детства:
  • физическое, эмоциональное, сексуализированное насилие;
  • хроническая депрессия, зависимости или суицидальное поведение родителей;
  • свидетельство насилия в отношении матери;
Результаты исследования оказались ошеломляющими. Подобный опыт, о котором люди обычно не говорят открыто, на самом деле, очень распространён: из более чем 17 тысяч взрослых участников исследования 1 из 11 имеет в личном детском опыте 6 или более из этих неблагоприятных факторов. Такое сочетание может приводить к катастрофическим последствиями на протяжении всей жизни уже выросшего, взрослого человека — вплоть до существенного сокращения её продолжительности. Пытаясь справиться с тяжёлым опытом, психика вырабатывает защитные механизмы, которые существенно снижают качество жизни:
  • серьёзно повышаются риски опасного и противоправного поведения — человек может намеренно подвергать себя опасности или демонстрировать самоповреждающее поведение;
  • чтобы снять выученную тревогу и чувствовать себя лучше, кто-то переедает, кто-то курит, кто-то выпивает;
  • вероятность того, что человек с неблагоприятным опытом детства будет в будущем употреблять наркотики, повышается на 4600%;
  • риск самоубийства в некоторых случаях возрастает до 5000%.
Последствия, безусловно, во многом будут зависеть от индивидуальных особенностей психики, от продолжительности и тяжести насилия, от особенностей отношений с членами семьи. Только одно остаётся бесспорным:
*ACE Study
Adverse Childhood Experiences Study или Исследование Неблагоприятного Детского Опыта было инициировано в США в 1995 году. В нём приняли участие более 17 тысяч взрослых. Полученные результаты были подробно проанализированы и послужили основой для множества статей и публикаций. Исследования продолжаются до сих пор.
Что же делать? Повлиять на индивидуальные особенности психики ребёнка или сказать ему «не переживай» так, чтобы он действительно перестал переживать — очень сложно или невозможно.
Но мы всегда можем повлиять на длительность разрушающего опыта в жизни ребёнка. Никогда не поздно и точно никогда не рано разорвать этот порочный круг насилия, чтобы облегчить негативные последствия для жизни ребёнка. И для собственной жизни, конечно, тоже.
Впрочем, мы слишком хорошо знаем, как тяжело порой бывает это сделать, и какое длительное время это может занять. Но ребёнку-свидетелю насилия можно и нужно помочь прямо сейчас, даже если он продолжает видеть, слышать, замечать, чувствовать насилие рядом, но по каким-то причинам пока нет возможности это прекратить.
Именно для этого создан и существует проект «Как дела, малыш?»
Made on
Tilda