на главную
10 шагов:
который видит
как помочь ребёнку
насилие в семье
Так к фактическому насилию присоединяется ещё одна его изощрённая форма — газлайтинг. Он заставляет сомневаться в себе и своих чувствах, в том, что хорошо, а что плохо. И эту форму «молчаливого» насилия ребёнок принимает уже лично на себя: «Мне больно и страшно, но мама и папа при этом улыбаются и ведут себя так, как будто это и есть нормальная семейная жизнь».
Однако, может быть ещё тяжелее, если родители моментально сменяют выражение гнева или страха, адресованное друг другу, на выражение радости и дружелюбия, адресованное ребёнку. Если вместе с криками, слезами и оскорблениями они продолжают жить повседневную жизнь. Как будто нормально то однозначно ненормальное, опасное и болезненное, чем является домашнее насилие.
Но что происходит, когда все эти смыслы вдруг перестают работать? Дом становится местом, где опасно. Один из родителей становится источником опасности, а второй постоянно переживает боль и страх. И всё это знает, видит, слышит, замечает, чувствует ребёнок, лишённый при этом возможности выбирать или что-то менять. Это слишком тяжело.
Дом — это место, которое по своему замыслу должно быть синонимом безопасности, защищённости, стабильности и поддержки. Родители — основные гаранты и проводники этих смыслов для ребёнка, причём в значении не только социальной, но и эволюционной функции. Иначе ребёнок, пока ещё не способный на автономность, не мог бы выжить. Также с обоими родителями ребёнка объединяет крепкая связь — и вновь не только социальная, эмоциональная, бытовая, но и эволюционная.
Первое и основное, чем можно помочь ребёнку — перестать делать вид, будто ничего необычного не происходит. Чтобы как минимум не усугублять тот ущерб, который наносит ему опыт свидетельства насилия в семье. Почему начать нужно именно с этого?
Признать проблему
Вебинар автора и руководительницы проекта Анастасии Бабичевой о том, как можно создать безопасную для ребёнка атмосферу в семье, и почему это так важно
  • Насилие никогда не нормально: оно абсолютно недопустимо, неприемлемо и всегда опасно, даже (или особенно?) если его совершает близкий человек.
  • Поэтому у тебя есть все основания испытывать боль и страх: это единственная нормальная реакция на ненормальную ситуацию, ведь насилие — это, действительно, больно и страшно.
  • Увы, закончить насилие бывает очень сложно: для этого нужны силы и ресурсы, а ещё часто нужна помощь, потому что справиться в одиночку по-настоящему трудно.
  • Но прекращать насилие в отношениях родителей — это не твоя ответственность: это всегда ответственность взрослых, а не ребёнка. Ты можешь отвечать только за собственные действия и за собственную будущую жизнь. И наилучшее, что ты можешь делать — никогда не выбирать насилие лично.
  • Да, насилие могут совершать самые разные люди — к большому сожалению, даже близкие: и это никак не меняет того, что насилие неприемлемо.
  • Даже если прямо сейчас я не знаю, как именно, я всё равно сделаю всё, что в моих силах и возможностях, чтобы закончить насилие, и чтобы ни тебе, ни всем нам не приходилось раниться о него и дальше. Потому что насилие ранит всех, кого касается. И тебя оно касается тоже.
Это требует честности и смелости, прежде всего, по отношению к себе. И только потом по отношению к ребёнку. Что ж, родительская роль такова: чтобы сделать что-то для ребёнка, сначала нужно научиться делать это для себя.
Говорить с ребенком о проблеме
Только родитель знает, какие именно слова подойдут для его
или её ребёнка лучше всего, чтобы малыш смог понять и поверить — с учётом возраста, своих личных особенностей и особенностей семьи. А мы можем рекомендовать те вопросы, о которых обязательно следует поговорить с ребёнком.
Задача признать проблему и начать говорить о ней с ребёнком, при этом оставаясь в насильственных отношениях по той или иной причине, кажется неосуществимой.
Можно ли сказать:
малыш, я знаю, что тебе больно, но всё равно продолжаю причинять боль маме
малыш, я знаю, как тебе страшно, но всё равно выбираю оставаться в опасных отношениях с папой
Если ребёнок постарше, можно позаботиться о том, чтобы оценки в школе или успехи в спорте как минимум не становились поводами для дополнительного напряжения и тревоги. Может помочь личное пространство или приятный для ребёнка досуг, где хотя бы на время можно не тревожиться и не переживать. Также будут полезны доступные формы семейной определённости в виде стабильного образа жизни и совместных ритуалов.
Чтобы хотя бы отчасти компенсировать эту тревожную неопределённость, важно исключить дополнительные источники стресса или снизить их влияние, насколько это возможно. Если ребёнок маленький, поможет стабильность и предсказуемость образа жизни: режим дня, приятные ритуалы и формы уюта, чтобы таким образом дать хотя бы локальное чувство определённости и защищённости. Часто воплощением чувства безопасности может стать любимая игрушка.
Исключить дополнительные источники стресса или снизить их влияние
Повседневная жизнь ребёнка, в семье которого применяют насилие, закономерно связана с повышенным уровнем стресса, что само по себе опасно не только для психологического благополучия, но и для здоровья. Дети в таких семьях постоянно находятся в ожидании следующего раза, они всё время напряжены, испытывают тревогу, пытаются в меру своего понимания интерпретировать происходящее, предугадать и адаптироваться.
Чтобы узнать как хронический стресс влияет на здоровье, рекомендуем посмотреть лекцию Юлии Сидоровой, детского эндокринолога и автора книги о гормональном здоровье ребёнка
Важной опорой могут стать правила внутрисемейной жизни, которые понятны детям, и которые — важно! — соблюдаются взрослыми. Эти правила могут касаться самых разных аспектов жизни семьи — от быта, например, «встав из-за стола, каждый убирает свою тарелку», до, конечно, общения. Например, это могут быть правила на случай конфликтов: «когда мы спорим, мы не используем бранные слова и не повышаем голос». Разумеется, должно быть и правило, исключающее физическое наказание ребёнка.
Установить правила, понятные и безопасные для всех
Поощрять ребёнка и проявлять интерес к его жизни
Хотя бы частично компенсировать негативные последствия постоянного стресса в результате свидетельства насилия поможет внимательное и заинтересованное отношение родителя — наблюдать за ребёнком, замечать его состояния, подбадривать и поддерживать. Простыми дружелюбными фразами можно демонстрировать интерес к ребёнку и свои доброжелательные намерения в его адрес:
я замечаю, как ты любишь рисовать
мне тоже нравится музыка, которую ты слушаешь
мне нравится смотреть как ты играешь
Развивать эмоциональный интеллект — собственный и ребёнка
Ребёнок, постоянно испытывающий стресс свидетеля, подвержен высоким рискам целого ряда эмоциональных и поведенческих проблем: от подавления своих чувств до собственных насильственных проявлений. Поэтому обязательно необходимо уделять внимание работе с эмоциональной сферой ребёнка, развивать навыки преодоления эмоциональных сложностей на уровне поведения.
Развитие навыков эмоционального интеллекта — возможно, лучшая стратегия, которая может дать долгосрочный и устойчивый эффект психологического оздоровления.
Значимым взрослым также важно развивать ключевой социальный навык — умение понимать свои чувства и чувства других. Это называется эмоциональным интеллектом. Дети могут освоить его через значимых взрослых, когда те проговаривают вслух и помогают маленькому человеку понять, что именно происходит с ним прямо сейчас, и когда поддерживают в этом:
я понимаю, что тебе сейчас страшно, мне и самой/самому сейчас страшно
могу представить, как тебе сейчас грустно — по себе знаю, каково это
вижу, что ты расстроен/а, такое и со мной бывает
Важно понимать: ребёнок едва ли сможет сформировать эмоциональный интеллект или научиться регулировать свои эмоции, если этого не умеют родители. А потому, прежде чем научить, взрослым самим необходимо освоить и развивать эти навыки. Каким образом? Тем же самым: замечая чувства, называя их и предлагая здоровые, безопасные альтернативы проживания. Например:
Сегодня есть немало доступных материалов о том, как помогать своему ребёнку испытывать и проявлять эмоции экологично и безопасно. Вы можете использовать их как важные подсказки в своей повседневной жизни. Например:
Научить ребёнка безопасному проявлению эмоций
Также через родителей и близких взрослых дети могут научиться выражать свои чувства безопасным для себя и окружающих способом и тем самым регулировать своё эмоциональное состояние.
Татьяна Поль. Психолог и мама
Как научить ребёнка выражать свои эмоции
Фонд «Шалаш». Работает над проблемой трудного поведения у детей
5 пошаговых способов научить ребёнка выражать гнев, тревогу, восторг и другие эмоции без истерик
Полина Жданова. Магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ
Виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния
испытывать гнев — это нормально, я тоже злюсь, как и все люди. давай подумаем, как можно выразить свой гнев, чтобы при этом не причинять никому вред
Чем при этом могут помочь взрослые? Самое главное в таких ситуациях — не брать пример с автора насилия и не становиться невольным автором насилия самому или самой. Как минимум, чтобы не увеличивать и без того непосильное бремя для собственного ребёнка. Необходимо обязательно обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию на понятном ему языке, внимательно выбирая слова и выражения.
А ещё можно сказать так:
или
Дайте ребёнку информацию о том, что можно общаться и строить отношения по-другому, без насилия, без оскорблений, без боли. Пусть именно эту информацию ребёнок встроит в собственные представления о семье и о жизни.
Помочь ребенку увидеть альтернативу насилию
Если в отношениях между родителями применяется насилие, но при этом они продолжают жить под одной крышей, есть за одним столом и спать в одной постели, какое представление о любви, браке и семье формирует ребёнок?
Есть колоссальная разница между двумя интонациями:
Может ли он — с учётом собственного возраста и опыта — объективно оценить то, что происходит между двумя одинаково важными для него людьми? Едва ли. Ребёнок скорее чувствует себя загнанным в угол. По сути ему необходимо выбирать, на чьей он стороне.
мне очень жаль, что даже те, кого мы выбираем близкими, могут причинять боль.
но это совсем не обязательно, и мы можем выбирать не делать так же
твоя мама последняя стерва
твой папа подлец и негодяй
насилие неприемлемо, даже если его совершает близкий человек, и мы обязательно сделаем так, чтобы насилие закончилось
Нередко дети пытаются найти повод или возможность для того, чтобы встать на сторону родителя-агрессора. Например, мальчикам бывает легче вести себя как папа. Во-первых, чтобы иметь возможность любить обоих родителей, а значит, не испытывать боль от необходимости выбирать и невозможности выбрать. А во-вторых, потому что ребёнок может быть совсем не уверен в чувствах родителя-агрессора. Например:
Если вы столкнулись с агрессией, которую проявляет сам ребёнок, помните: поведение, имитирующее родителя-агрессора, может быть единственным доступным ребёнку способом выжить в хаосе и тотальной неопределённости.
Не обвинять, а помогать,
если ребёнок подражает родителю-агрессору
мама любит несмотря ни на что, а чтобы заслужить папину любовь, нужно соответствовать
Ребёнку необходимы любовь и принятие, а ещё терпеливое и последовательное предложение здоровых, экологичных, ненасильственных альтернатив в поведении — как в отношении других, так и в отношении себя.
В остальном рекомендации примерно те же:
Поэтому даже если вы не член семьи, но ребёнок поделился с вами, прежде всего, вам стоит принять его право искать поддержку и делиться своими переживаниями с окружающими.
Помочь, даже если вы не член семьи
Многие дети переживают семейное насилие в одиночку. Для тех, кто отважился рассказать о проблемах в семье и о своих переживаниях, это может стать большим облегчением, например, потому что больше можно не обманывать других и… себя.
  • Не игнорируйте доверие ребёнка. Не ставьте под сомнение его слова и чувства. Не делайте вид, что ничего не происходит, или что насилие — это нормально. Признайте проблему и её очевидные негативные последствия. Это будет самой главной поддержкой.
  • Найдите в себе силу и смелость говорить о насилии в семье с ребёнком на доступном ему языке.
  • Во время общения с ребёнком постарайтесь обеспечить ему эмоциональный и физический комфорт.
  • Помогите ребёнку составить для себя режим дня: максимально доступная стабильность образа жизни позволит снизить стресс.
  • Интересуйтесь делами ребёнка, поддерживайте, хвалите его успехи.
  • Развивайте эмоциональный интеллект и учитесь безопасно проявлять эмоции самостоятельно, чтобы помогать в этом ребёнку.
  • Помните, что для ребёнка важны оба родителя, и он хочет любить обоих.
  • Если вы беспокоитесь о безопасности самого ребёнка, узнайте, что рекомендуют юристы для таких ситуаций.
А специалисты помогающих организаций и психологи смогут поддержать вас и вашего ребёнка на пути к жизни без насилия.
«Объединения женских кризисных центров Швеции SKR»,
Кризисного центра «Женский дом» (г. Стокгольм)
В подготовке этого материала участвовали:
Наталья Клочкова, психолог и консультант волонтёрского проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений» (г. Самара)
Анастасия Бабичева, руководительница проекта «Как дела, малыш?» (г. Москва)
с использованием материалов:
Информационно-методического центра «Анна»
(признан иностранным агентом в Российской Федерации)
Made on
Tilda